?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 кастрычніка 2007 @ 16:31
Гранж  

Эта статья посвящена только сиэтлской гранж-сцене, потому как описать весь стиль невозможно без раскрытия творчества таких коллективов, как Hole, Stone Temple Pilots, L7, Bush, The Smashing Pumpkins, The Lemonheads, окологранжевой американской инди-сцены (Dinosaur Jr, Meat Puppets, Jesus Lizard), прочих групп Сиэтла того времени(The Walkabouts, The Fastbacks, Presidents Of The U.S.A.) и поп-гранжевых эрзацев (Puddle Of Mudd, The Vines, Creed), которых я не люблю. Тем более, упонянув L7 и Hole, необходимо было бы раскрыть тему Riot Grrrls. То есть более широкая статья описала бы чуть ли не всю американскую гитарную сцену 80-х и 90-х с небольшими вылазками на другие континенты. А так получился «концентрат».

1. Первая волна

В начале 80-х в Сиэтле образовалось несколько школьных групп, названия которых сохранились в истории только из-за участия в них важных впоследствии гранжевых персонажей. Некоторые из команд существовали только в первой половине десятилетия и записями не отметились — Spluii Numa (известные участники: Стив Тернер и Алекс Шумуэй, он же Алекс Винсент), The Ducky Boys (Тернер и Стоун Госсард, не путать с одноименной группой из Бостона), Limp Richerds (Тернер, Марк МакЛафлин, он же Марк Арм) и Mr. Epp and the Calculations (Арм). Также были группы, которые распались уже во второй половине 80-х. Это — Room Nine (Рон Рудзитис, он же Рон Найн), которые выпустили в 1987 году «Voices...Of a Summer's Day», The U-Men, записавшие «Step On A Bug» в 1988 году и несколько EP, а также Bundle Of Hiss (Курт Даниэльсон и Дэн Питерс) и Malfunkshun (Эндрю и Кевин Вуды, Реган Хагар).

В 1982 году в Монтесано (недалеко от Абердина) сформировались Melvins, которые играли более тяжелую, чем гранж музыку — почти метал, но их влияние в регионе трудно недооценить. Состав группы часто менялся, неизменной оставалась лишь персоны лидера, вокалиста и гитариста Базза Осборна и ударника Дэйла Кловера, сменившего Майка Дилларда в 1983 году. К слову, Melvins — чуть ли не единственная существующая в наше время банда той сиэтлской волны. Ими записано ооочень много альбомов, самым значительным из которых является «Houdini» 1993 года.

А в 1984 году случилось знаменательное событие — появились первые Настоящие сиэтлские гранж-группы, Green River и Soundgarden. К слову, термин «гранж» впервые использовал Марк Арм для описания своей группы Mr. Epp and the Calculations («Худшая группа на свете», по его признанию). Через несколько лет этим же словом описывалась его группа Green River.

В первую, названную Green River по кличке серийного убийцы Гэри Риджуэя, вошли вышеупомянутые вокалист Арм, гитаристы Госсард и Тернер, ударник Винсент, плюс басист Джефф Амент. Группа записала «Come on Down ЕР», после чего из-за разногласий с Госсардом и Аментом ушел Тернер, на место которого взяли Брюса Фэйруэтера. С ним Green River записала сингл «Together We'll Never», еще одну EP «Dry As a Bone», а потом распалась в 1987 году еще до выпуска дебютного альбома «Rehab Doll» (он увидел свет уже в 1988 году). Во время концерта Pearl Jam в 1993 году случилось неожиданное воссоединение Green River без Винсента, но группа сыграла лишь две песни.

Переехавшие из Иллинойса участники тамошней Rich East гитарист Ким Тэйл и басист Хиро Ямамото (с ними в Вашингтон приехал Брюс Пэвитт, основавший легендарную студию звукозаписи Sub Pop) вошли в состав группы Мэтта Дентино Shemps, в которую через некоторое время пришел ударник Крис Корнелл. Когда выяснилось, что Крис поет гораздо лучше, чем стучит, Тэйл и Ямамото в 1984 году создали Soundgarden (так называлась конструкция из металлических труб в Сиэтле, издававшая звук при порывах ветра) с Корнеллом на вокале и Скоттом Сандквистом на ударных. В 1986 году ударника заменил Мэтт Кэмерон из Skin Yard, в 1987 году группа записала «Screaming Life EP», а в 1988 — «Fopp EP».

В 1984 году басист Джон Бизер (он же Лейтон Бизер) создал группу The Thrown Ups, которая запомнилась визуальными шоу, оттеняющими слабое качество музыкального материала. Кроме Бизера в группе переиграло множество народа, причем некоторое время на гитаре играл Стив Тернер, а на ударных Марк Арм. Группа записала несколько EP и единственный альбом «Melancholy Girlhole», а в 1991 году распалась. Бизер впоследствие создал группы El Grand Conquistador и Stomach Pump, но нашел призвание в качестве работника Microsoft. По словам видного продюсера Джека Эндино, The Thrown Ups "started the whole Seattle sound".

Детище вокалиста Бена МакМиллана, продюсера и гитариста Джека Эндино, басиста Дэниэля Хауса и ударника Мэтта Кэмерона (оба из feeDBack) под названием Skin Yard появилось в 1985 году. Группа выступала на разогреве у The U-Men, в 1986 году записала дебютный альбом, после которого Кэмерон ушел в Soundgarden. На его место взяли Стива Вида (ушедшего в Tad), потом Грега Гилмора из 10 Minute Warning (ушедшего в Mother Love Bone), потом Джейсона Финна (ушедшего в Love Battery), потом Скотта МакКаллума, и, наконец, Барретта Мартина. После 5 альбомов Skin Yard распались. МакМиллан и МакКаллум еще в 1989 году собрали Gruntruck, Эндино переключился на продюсирование, Мартин ушел в Screaming Trees, а Хаус сосредоточился на работе своего лейбла C/Z Recordings.

Также в 1985 году в Элленсбурге братья Коннеры, басист Ван и гитарист Гэри Ли, а также вокалист Марк Ланеган образовали Screaming Trees. Группа до 90-х не могла прописаться на мейджор-лейбле, тем не менее записала 4 альбома и столько же EP. В ожидании крупного контракта в 1990 году участники поругались: Ланеган записал сольный альбомй, Ван Коннер работал над сайд-проектом Solomon Grundy, а Гэри Ли Коннер — над Purple Outside.

В этом же году в Абердине появилась группа Fecal Matter, в первый состав которой вошли вокалист и гитарист Курт Кобейн, ударник Грег Хокансон и старший товарищ Кловер из Melvins на басу. В 1986 году на ударных играл Диллард, а на басу Осборн (оба из Melvins), но после записи демо-кассеты группа распалась.

В 1986 году на лейбле C/Z Records вышел сборник «Deep Six», включающий песни пионеров гранжа Soundgarden, Green River, Skin Yard, Melvins, Malfunkshun и The U-Men.

1987 год принес появление двух великих групп: сиэтлская Alice In Chains и абердинская Nirvana. В состав первой вошли вокалист Лэйн Стэйли, гитарист/вокалист Джерри Кэнтрелл, басист Майк Старр и ударник Шон Кинни. Группа не выпускала никаких записей до контракта с мейджор-лейблом, но, благодаря клубным концертам, имела локальный успех.

Вокалист и ударник Кобейн из Fecal Matter и гитарист-басист с хорватскими корнями Крист Новоселич создали The Stiff Woodies. Через некоторое время Кобейн переключился на гитару, в группу пришел ударник Аарон Беркхард, которого после первого концерта сменил Дэйл Кловер. Название сменилось на Skid Row, Кловер вернулся в Melvins, очередного ударника Дэйва Фостера заменил Чед Ченнинг из Tic Dolly Row и Mind Circus, и группа стала называться Nirvana. Некоторое время в группе играл второй гитарист Джейсон Эверман, давший сумму на запись дебютного альбома (606,17$), но позже он ушел в Soundgarden и не получил своих денег назад. Эверман даже упомянут в буклете к первому «Bleach» (1989), записанному под руководством Джека Эндино из Skin Yard. Альбом продался лишь в количестве 35000 копий, но привлек внимание британской прессы, колледж-радиостанций и монстров независимой сцены Sonic Youth и Dinosaur Jr.

Еще одной группой, образовавшейся в 1987 году, была Mono Men из Беллинхэма. Образованная из остатков другой вашингтонской группы The Roofdogs, группа просуществовала до 1998 года, практически каждый год выпуская релизы. Лучшим альбомом считается «Sin and Tonic» 1994 года.

В 1988 году появилась первая гранж-икона — Mother Love Bone, в состав которой вошли бывшие участники Green River Госсард, Амент и Фэйруэтер, а также вокалист Эндрю Вуд из Malfunkshun и ударник Грег Гилмор из Skin Yard. Группа успела записать лишь EP «Shine», снискавшую восторг критиков, но незадолго до альбома «Apple» в марте 1990 от передозировки наркотиков умер Вуд. Гловер занялся сессионной работой и неуспешной сольной карьерой, об остальных музыкантах ниже. В 1992 году вышла компилляция «Stardog Champion» или «Mother Love Bone», включающая песни с EP и альбома.

А другие бывшие участники Green River, Арм и Тернер с Дэном Питерсом из распавшихся Bundle Of Hiss и басистом Мэттом Лукином из оригинального состава Melvins создали Mudhoney. Группа не снискала мировой славы и упоминалась обычно в довесок к перечню гранжевых групп. Продажи первых шести альбомов и пяти EP были скромными, к тому же группа сделала после смены лейбла в 1992 году уклон в гаражный рок, и после альбома 1998 года и ухода Лукина (его заменил Гай Мэддисон из Monroe's Fur и Lubricated Goat, а также сайд-проекта Арма Bloodloss) группа на несколько лет ушла в подполье, затем вернулась на Sub Pop и в 21 веке записала 3 альбома. Параллельно с главной группой еще со времен Green River, Арм и Тернер играли вместе в рамках проекта Monkeywrench.

В этом же году распались Room Nine, и лидер Рон Найн при поддержке ударника Mudhoney Дэна Питерса сформировал Love Battery. Другими участниками группы были бывшие музыканты Crisis Party Кевин Уитворт и Томми Симпсон. Группа официально существует и по сей день, но последний альбом (пятый по счету) записала в 1999. Постоянными участниками являются только Найн и Уитворт. Питерса сменил Джейсон Финн из Skin Yard, игравший до 1995 года, когда ему поступило предложение войти в состав Presidents Of The USA. После записи лучшего альбома 1992 года «Dayglo» в группу пришел Брюс Фэйруэтер и играл в ней до 1999 года.

В отличие от Love Battery, созданные в тот же год Blood Circus просуществовали только до 1990 года и записали лишь «Primal Rock Therapy EP» в 1989 году, переизданную в 1992 как альбом с бонус-треками.

Также в 1988 году экс-лесоруб (по легенде) и бывший ударник Тэд Дойл с Куртом Дэниэльсоном из Bundle Of Hiss при поддержке Стива Вида из Skin Yard создал группу имени себя Tad, по звучанию напоминающую скорее Melvins, чем классический гранж. Внешность музыкантов очень подходила их металлическому звуку — все участники группы были довольно-таки крупными людьми. В 1991 году Дойл неожиданно раскрыл свое прошлое: оказалось, что он родом из Айдахо, играл в панк-группе H-Hour, но тот факт, что подросток Дойл в качестве члена джазового квартета выступал в Белом доме перед Никсоном, чуть не стоил ему карьеры. А Стив Вид в 1991 году покинул группу (его сменил Рэй Уошем из Scratch Acid и Rapeman), чтобы создать свой проект Foil, так и не выпустивший ни одного альбома. Tad просуществовали до 1999 года и выпустили 6 альбомов, лучшим из которых считается «Inhaler» 1993 года.

Sub Pop в 1988 году выпустил легендарный сборник «Sub Pop 200» с песнями Tad, Nirvana, Mudhoney, The Walkabouts, Soundgarden, Green River, Fastbacks, Screaming Trees, Blood Circus и The Thrown Ups. Если «Sub Pop 100» акцентировал внимание просто на альтернативной сцене, то этот релиз практически целиком был посвящен гранжу.

А Soundgarden в 1988 году выпустили дебютный альбом «Ultramega OK», который в 1990 году неожиданно получил номинацию на премию «Грэмми» как «Лучшее исполнение в стиле хэви-метал», но награда ушла к Metallica. На радостях в 1989 году Soundgarden записали свой худший альбом «Louder Than Love», после которого группу покинул Хиро Ямамото, решивший получить ученую степень в Вашингтонском университете. Некоторое время группа играла с Джейсоном Эверманом из Nirvana, но вскоре постоянное место басиста занял Бен Шеферд. Эверман ушел в супергруппу Mind Funk.

В 1989 году в Такоме появилась группа Seaweed, игравшая музыку на стыке панка и гранжа. Группа распалась в 2000 году после четырех коротких альбомов (лучший - дебютный «Weed» 1992 года), а в 2007 неожиданно воссоединилась, о чем было объявлено через Myspace.

Также в 1989 году в Сиэтле появилась, наверное, самая тяжелая из групп, причисляемых к гранжу - Gruntruck, сформированная участниками Skin Yard Беном МакМилланом и Скоттом МакКаллумом. Формально сайд-проект, Gruntruck оказались долговечнее основной группы. Уже в следующем году на лейбле Roadrunner (!) вышел дебютный альбом, а в 1992 - его наследник «Push», вершина творчества Gruntruck. Группа выступала на разогреве не только у Alice In Chains, но и у Pantera. В 1993 году Gruntruck распались, в 1996 воссоединились, записали EP и формально просуществовали до 2002 года, когда разбежались окончательно.

Willard, еще одна появившаяся в 1989 году группа, записала лишь один студийный альбом «Steel Mill» в 1992 году и распалась в 1994 после записи второго, так и не вышедшего.

В 1990 году Screaming Trees наконец-то подписали контракт с лейблом Epic, на котором через год выпустили «Uncle Anesthesia» с Крисом Корнеллом и Терри Дейтом в качестве продюсеров и Майком Пикерелем на ударных. В тур группа отправилась с Донной Дрещ из Team Dresch на басу, потому что Ван Коннер свалил в Dinosaur Jr в качестве концертного музыканта, и ударником Дэном Питерсом из Mudhoney. Вскоре группа обзавелась постоянным ударником — Барретом Мартином из Skin Yard. Несмотря на моду вокруг коллективов из Сиэтла, Screaming Trees практически никогда не упоминались среди значительных гранжевых групп, и после отличного, но недооцененного, Sweet Oblivion (1992) и позднего признания после Dust (1996), а также выступления на главной сцене Лоллапалузы-1996, группа распалась. Концертный гитарист Джош Хомм сотворил Queens Of The Stone Age, Ван Коннер с Куртом Даниэльсоном из Tad и Дэном Питерсом создал VALIS, Ланеган начал сольную карьеру с алко-блюзовым уклоном. Мартин, в 1994-5 годах участвовавший в сайд-проекте Майка МакКриди и Лэйна Стэйли Mad Season, а также в 1995 году в сайд-проекте Питера Бака Tuatara, стал сессионным и концертным музыкантом.

В июле 1990 вышла EP «We Die Young» Alice In Chains, а в следующем месяце и дебютный альбом «Facelift», ставший двукратно платиновым.

Во время записи второго альбома Nirvana по совету Базза Осборна сменила ударника. Ченнинг присоединился к Fire Ants (где играли братья Эндрю Вуда Брайан и Кевин) и поиграл в других группах (The Methodists, East of the Equator, Redband и Before Cars), за ударными несколько недель снова сидел Дэйл Кровер, а сингл «Sliver» записан с Дэном Питерсом. В конце концов Базз Осборн привел в группу Дэйва Грола из столичной группы Scream.

В память о погибшем Эндрю Вуде Крис Корнелл создал в 1990 году первую гранжевую супергруппу Temple of the Dog, в которую кроме него вошли бывшие участники Mother Love Bone Госсард и Амент, Кэмерон из Soundgarden, второй вокалист Эдди Веддер из Bad Radio (Сан-Диего), которому Джек Айронс (ударник Red Hot Chili Peppers) дал послушать демо-кассету с тремя будущими песнями Pearl Jam, и второй гитарист Майк МакКриди. Группа записала единственный одноименный альбом, вышедший в начале 1991 года. После записи Корнелл и Кэмерон вернулись в Soundgarden, а оставшиеся участники сменили название на Mookie Blaylock в честь баскетболиста, потом рекрутировали ударника-наркомана Дэйва Крузена, которого сменил сессионщик Мэтт Чемберлен, и переименовались в Pearl Jam. Во многом благодаря их успеху под новым названием, в 1992 году «Temple Of The Dog» добрался до пятого места в чартах США. А Дэйв Крузен поменял много групп, среди которых сиэтлские Hovercraft, Candlebox и Кэрри Акре.

В 1990 году Кэрри Акре создала свою первую группу Hammerbox, записавшую два альбома и распавшуюся в 1994 году. Следующая группа Акре называлась Goodness. Она записала 3 альбома, выступала на разогреве у Pearl Jam и Oasis, но также распалась. С двумя участниками Goodness, гитаристом Дэнни Ньюкомбом и ударником Крисом Фрилом, Акре присоединилась к сайд-проекту хорошего друга Майка МакКриди The Rockfords. Сейчас Кэрри Акре работает сольно.

Также на волне приближающегося успеха гранжа в 1990 году были сформированы совсем уж бездарные 7 Year Bitch (распалась в 1997 году, 3 альбома), Gumball (распалась в 1994, 4 альбома) и My Sister's Machine (распалась в 1994, 2 альбома).

Sub Pop в 1990 году выпустил сборник «Fuck Me I'm Rich», на котором Mudhoney, Tad, Blood Circus, Swallow и Soundgarden представили по две песни. А на C/Z Recordings (Sub Pop отказался его выпускать) вышел сборник каверов Kiss «Hard to Believe: Kiss Covers Compilation», где среди прочих были треки Nirvana, The Melvins и Skin Yard.

2. Вторая волна

1991 год стал переломным. Три ведущие группы на разных лейблах выпустили одни из лучших своих пластинок, ставшие образцом гранжа. Мир был покорен.

Альбом Pearl Jam «Ten» (лейбл Epic) расходился на «ура» в следующем, 1992 году, хотя вышел еще в августе, и на данный момент стал платиновым 12 раз. Вокалист Эдди Веддер со своей гражданской позицией казался новым героем, особенно на фоне мизантропа-наркомана Кобейна и пронзительно орущего Корнелла, а остальные участники группы в аляповатых бейсболках производили впечатление рубаха-парней. Клип на песню «Jeremy», повествующий о несовершеннолетнем мстителе школьным обидчикам, получил широкую ротацию на MTV и в 1993 году завоевал 4 награды, включая «Видео года». Из боязни стал поп-звездами Pearl Jam не выпускали клипы на синглы «Black» с «Ten» и с последующих трех альбомов, тем не менее MTV «раскрутили» группу на запись «Unplugged» (1992). Тогда же Pearl Jam завели традицию записывать рождественские синглы для фан-клуба. Для тура в поддержку альбома (включавшего главную сцену Лоллапалузы-1992, был приглашен Дэйв Аббруззис.

Наибольший успех пришелся на «Nevermind» Nirvana, вышедший в сентябре на лейбле Geffen (куда группа пришла по рекомендациям Ким Гордон из Sonic Youth), проведшем грамотную кампанию по раскрутке новый звезды: в 80-х лейбл «гонялся» еще за Soundgarden и Mother Love Bone, поэтому, наконец-то заполучив сиэтлскую группу, шанс не упустил. В отличие от альбомов других гранж-групп, шумный и грязный «Nevermind» имел большой успех в Великобритании, тогда как ровное и более американское звучание других коллективов большой славы за океаном не снискало. Видео на «Smells Like Teen Spirit» стало каноническим, а MTV назвал группу «Лучший новым артистом» в 1992 году. Любитель крошить аппаратуру на сцене Кобейн с подругой-героинщицей Кортни Лав из Hole превратились в кумиров поколения Х.

Soundgarden повезло меньше всех: их размеренный и тяжелый «Badmotorfinger», вышедший в октябре, продался меньшим тиражом из-за лейбла A&M, не рискнувшего (и зря) поставить на сиэтлскую группу, поэтому пик их карьеры случился уже на альбоме следующем. Тем не менее, «Badmotorfinger» оказал заметное влияние на формирование музыкального стиля «стоунер», группа выступила на главной сцене Лоллапалузы-1992, как Pearl Jam. К лимитированному переизданию альбома в 1992 году прилагался бонус-диск «Satanoscillatemymetallicsonatas» (или «SOMMS») с каверами и неизданными треками.

На фоне этих гигантов третий и лучший альбом Mudhoney «Every Good Boy Deserves Fudge», вышедший на Sub Pop, остался практически незамеченным и добрался только до 34 места, и то в британских чартах.

По итогам 1991 года Даг Марки снял документальный фильм «1991: The Year Punk Broke», где главными героями были Nirvana и Sonic Youth, а в эпизодах появились Mudhoney и Dinosaur Jr. Фильм вышел в следующем, 1992 году.

В 1992 году в высший эшелон пробились и Alice In Chains. Сначала они выпустили EP «Sap», где в записи песни «Right Turn» приняли участие Марк Арм и Крис Корнелл (шуточная группа Alice Mudgarden), а в сентябре появился шедевральный второй альбом «Dirt». Вязаные шапки, бороды и кожаные куртки — такого в гранже еще не было. Перед туром в поддержку альбома Стэйли, подсевший на наркотики, упал с трехколесного велосипеда и сломал ногу, поэтому во время выступлений сидел на стуле с гипсом. Во время тура (включавшего главную сцену Лоллапалузы-1993) группу покинул Майк Старр, ушедший в Sun Red Sun. Его место занял Майк Инез из группы Оззи Осборна, которого Alice In Chains разогревали. По окончании тура группа не давала концертов более трех лет.

В феврале 1992 года Кобейн женился на Кортни Лав, а в августе родилась их дочь Френсис Бин. Меньше чем через полмесяца после этого события Nirvana отыграли один из своих лучших концертов на фестивале в Рединге как хедлайнеры (на «разогреве» среди прочих играли Mudhoney, The Melvins и Screaming Trees). Для укрепления всемирного успеха Nirvana в декабре Geffen выпустил сборник неиздававшихся песен, записанных между первым и вторым альбомами, «Incesticide».

Грол же в 1992 году под псевдонимом Dale Nixon активно участвовал в записи EP Базза Осборна «King Buzzo». Остальные участники The Melvins, Дэйл Кровер и Джо Престон записали соответствующие EP «Dale Crover» и «Joe Preston».

А Стоун Госсард из Pearl Jam и его друзья ударник Реган Хагар (Malfunkshun, Satchel) и Шон Смит (Satchel, Pigeonhead) собрали группу Brad, которая существует и по сей день и выпустила 5 альбомов, первый из которых появился в 1993 году.

В состав появившейся в 1992 году группы Fire Ants вошли Кевин Вуд из Malfunkshun и его брат Брайан (вокал), а также экс-ударник Nirvana Чед Ченнинг и басист Дэн МакДональд (Native Messiah). Группа записала лишь одну EP, так как в 1993 году Бен Шеферд и Мэтт Кэмерон из Soungarden, а также Джон МакБэйн из Monster Magnet и Брайан Вуд из Fire Ants создали проект Hater. В этом же году вышел одноименный дебют, а в 2005 — записанный в 1995 году второй альбом «The 2nd». Братья Вуды, Шеферд и МакБэйн также записали два альбома под названием Devilhead. Позже МакБэйн и Кэмерон создали еще один проект, Wellwater Conspiracy, записавший 4 альбома, первый из которых появился в 1997 году. В разное время в проекте принимали участие Шеферд, Ким Тэйл, Эдди Веддер, Джош Хомм и Гленн Слэйтер из The Walkabouts.

В 1992 году вышел фильм «Singles» о Сиэтле и его молодежи. В эпизодических ролях картины засветились Корнелл, Амент, Госсард, Веддер и Alice In Chains, а в саундтреке использовались песни Alice In Chains, Pearl Jam, Soundgarden, Mudhoney, Screaming Trees, Mother Love Bone и Криса Корнелла, а сингл Alice In Chains «Would?» получил награду MTV.

В 1993 году вышел третий альбом Nirvana («In Utero»). Еще более грязному звучанию по сравнению с предыдущими записями поспособствовал Стив Альбини. В ноябре Nirvana записывают «MTV Unplugged».

В этом же году вышел второй альбом Pearl Jam («Vs.»), побивший тогдашний рекорд по продажам за первую неделю. По сравнению с «Ten» звук альбома ускорился и стало прослеживаться панк-влияние. Как и «In Utero», альбом номинировался на «Грэмми» в трех номинациях.

Для трибьюта Джимми Хендриксу «Stone Free» (1993) МакКриди и Амент из Pearl Jam и Корнелл и Кэмерон из Soundgarden под аббревиатурой M.A.C.C. записали песню «Hey Baby (Land Of The New Rising Sun)».

В январе 1994 года на восьмом (!!!) месте чартов появилась акустическая EP Alice In Chains «Jar Of Flies», ставшая дважды платиновой.

В марте Soundgarden выпустили свой самый известный альбом «Superunknown». «Black Hole Sun» стала визитной карточкой гранжа, а видеоклип на нее стал классикой (особенно кадры с куклой Барби на вертеле). «Superunknown» в 1995 году номинировался на «Грэмми» в четырех номинациях, из которых в двух победил.

8 апреля было найдено тело сбежавшего из реабилитационной клиники Кобейна, который, по официальной версии застрелился, из ружья еще 5 числа. Курт превратился в легенду, и Nirvana, заявленные хедлайнером Лоллапалузы-1994, перестали существовать. В конце года вышел «MTV Unplugged», получивший «Грэмми» в 1996 году в номинации «Лучшее альтернативное исполнение».

В 1994 году гитарист Майк МакКриди из Pearl Jam, ударник Мартин Барретт Мартин из Screaming Trees и басист Джон Бейкер Сондерс из The Walkabouts создали проект Gacy Bunch, позже переименованный в Mad Season, к которому вскоре присоединился вокалист Лэйн Стэйли из Alice In Chains. В 1995 году был записан единственный альбом «Above» и кавер на песню Джона Леннона «I Don't Wanna Be A Soldier» для трибьют-альбома. «Above» неожиданно добрался до 24 места в чартах. В 1999 Сондерс умер от передозировки героина, Стэйли только готовился, и МакКриди с тремя бывшими участниками Goodness, вокалистом Кэрри Акре, гитаристом Дэнни Ньюкомбом и ударником Крисом Фрилом, создал новый сайд-проект — The Rockfords, записавший одноименный альбом в 2000 году.

Pearl Jam отказались участвовать в летнем туре 1994 года из-за отказа компании Ticketmaster продавать билеты не дороже 20 долларов, и даже подали на монополиста в суд (но проиграли дело в 1995). В ходе записи третьего альбома «Vitalogy» Pearl Jam покидает ударник Дэйв Аббруззис, на место которого приходит Джек Айронс, поигравший в Red Hot Chili Peppers и своем проекте Eleven. Альбом выходит в конце 1994 года, и в первые две недели продавался только на виниле. За песню с него «Spin The Black Circle» группа наконец-то получила в 1996 году «Грэмми» в номинации «Лучшее хард-рок исполнение». В 1995 году Pearl Jam в полном составе помогают Нилу Янгу записать альбом «Mirror Ball».

А Sub Pop в 1994 году выпустил сборник «The Grunge Years» с песнями Nirvana, L7, Tad, Screaming Trees, Mudhoney, The Walkabouts, Love Battery и Марка Ланегана.

Под занавес 1995 года вышел третий и одноименный альбом Alice In Chains. Вокалист Лэйн Стэйли прочно сидел на героине, и, по слухам, записывался лежа, так как не мог стоять. На обложке альбома, имевшего рабочее название «Tripod», был изображен трехногий пес, символизирующий состояние группы на тот момент. В мае этого же года Alice In Chains записали «MTV Unplugged» — свой первый концерт за три года —, вышедший через месяц и расцениваемый многими как лучший из Unplugged-ов. 3 июля группа дала последний концерт с вокалистом Стэйли. Джерри Кэнтрелл от скуки поиграл на гитаре в трех треках альбома Danzig «Blackacidevil» и снялся в эпизодической роли в фильме «Джерри Макгуайр» (1996).

В мае 1996 года вышел альбом Soundgarden «Down On The Upside», который группа спродюсировала своими силами, более легкий по сравнению с предыдущими двумя, эклектичный и странный альбом. Во время тура в поддержку альбома (включившего хедлайнерство на Лоллапалузе-96) в группе начались трения между участниками, а в начале 1997 года на последнем концерте Шеферд швырнул бас в воздух и покинул сцену.

Pearl Jam в 1996 году записали четвертый и совсем уж тихий альбом «No Code», объявленный «концом гранжа», и это был единственный из первых шести альбомов, проигнорированный музыкальной академией США. В 1997 году Веддер и МакКриди принимают участие в концерте Tibetian Freedom Concert, в 1998 на нем выступает вся группа, а в 1999 только Веддер.

В 1996 году Джефф Амент из Pearl Jam создал сайд-проект Three Fish при участии Робби Роббом из Tribe After Tribe и Ричардом Стуверудом из Fastbacks. В этом же году вышел одноименный дебютный альбом, а в 1999 увидел свет второй, «The Quiet Table».

В конце 1996 года вышел документальный фильм «Hype!». Режиссер Дуг Прей сделал нарезку из интервью и выступлений TAD, Mudhoney, Nirvana, Soundgarden, Love Battery, The Melvins, Pearl Jam, 7 Year Bitch, Fastbacks и других. К фильму прилагался саундтрек, состоящий из 23 песен.

9 апреля 1997 года Soundgarden объявили о распаде и гранжа не стало. Корнелл занялся сольной карьерой, Тэйл и Шеферд стали сессионными и концертными музыкантами, а Кэмерон сосредоточился на Wellwater Conspiracy.

В 1998 году Pearl Jam нарушают обещание не снимать видеоклипов — появилось великолепное анимированное видео «Do The Evolution» (номинант на «Грэмми» в категориях «Лучшее хард-рок исполнение» и «Лучший клип») и альбом «Yield». Место Джека Айронса, ушедшего возрождать Eleven, за ударной установкой занял Мэтт Кэмерон, с которым группа записала два спокойных альбома в стиле «классический рок», плюс в 2002 году выпустила сборник би-сайдов «Lost Dogs», а также кучу концертных альбомов, начиная с 1998 года. В 2001 году во время выступления группы на датском фестивале «Roskilde в давке погибло 9 фанатов, и поначалу даже Pearl Jam обвиняли в провоцировании давки, но позже обвинения были сняты. Наконец, после четырехлетней паузы в 2006 году Pearl Jam вернулись к старому доброму гранж-звуку, записав одноименный альбом.

3. Пост-гранж

Хиро Ямамото, бывший басист Soundgarden, вокалист Тим Рот и бывший ударник Screaming Trees Майк Пикерель в начале 90-х собрали группу Truly, записавшую 3 альбома.

После распада Nirvana Дэйв Грол в 1995 году в одиночку записал одноименный дебютный альбом новой поп-гранж-альтернативной группы Foo Fighters, в которой играл на гитаре и пел, а потом собрал саму группу. Состав банды часто менялся; на данный момент у Foo Fighters 6 альбомов, четыре премии «Грэмми» и много номинаций.

В 1995 году Крист Новоселич с вокалисткой и басисткой Ивой Лас Вегас (Джиной Мейнуол) создали группу Sweet 75, записавшую единственный одноименный альбом в 1997 году. Они же в 1999 году во время протестов против ВТО в Сиэтле отыграли концерт в рамках группы The No WTO Combo, в которую также вошли Ким Тэйл из Soundgarden (первое выступление со времен Soundgarden) и Джелло Биафра. В 2000 году издана запись выступления под названием «Live From The Battle In Seattle». После этого Новоселич стал политическим активистом.

В 1995 году вышел единственный альбом распавшейся почти за 10 лет до этого альбом Malfunkshun «Return to Olympus».

В 1996 году Geffen взялись за наследие Nirvana: были изданы 6-дисковый бокс-сет «Singles» и концертный альбом «From the Muddy Banks of the Wishkah». В 2002 году вышел сборник ремастированных лучших песен «Nirvana» с неиздававшейся песней «You Know You’re Right», а Кортни Лав со скандалом опубликовала дневники бывшего мужа. Долгие разбирательства по поводу авторских прав на произведения группы между Лав и Новоселичем с Гролом задерживали выход раритетов, и они увидели свет уже в 21 веке: четырехдисковый «With the Lights Out» в 2004 году и сборник лучших песен бокс-сета «Sliver: The Best of the Box» в 2005.

В 1997 году вышел сборник The Thrown Ups «Seven Years Golden», где на одном диске присутствовала вся дискография группы.

В 1998 году Марк Арм вошел в супергруппу Wylde Ratttz для записи саундтрековой песни к фильму «Бархатная золотая жила». В группе также играли Рон Эштон из The Stooges, Терстон Мур и Стив Шелли (оба из Sonic Youth), Майкл Уотт из The Minutemen и Дон Флеминг из Gumball, более известный как продюсер. Группа записала кавер на песню The Stooges «T.V. Eye».

Джерри Кэнтрелл в 1998 году выпустил свой дебютный сольный альбом «Boggy Depot», в записи которого принимали участие остальные участники Alice In Chains, кроме Стэйли, и продюсер их последнего альбома. Многие фанаты даже расценивают сольник Кэнтрелла как «последний» альбом группы. После тура Кэнтрелл вошел в группу Оззи Осборна, где играл с басистом Робертом Трухильо (Suicidal Tendencies, Infectious Grooves, Black Label Society, сейчас Metallica) и экс-ударником Faith No More Майком Бордином. Кэнтрелла можно увидеть в некоторых клипах Оззи.

В 1999 году Лэйн Стэйли участвует в супергруппе Class of '99, созданной для записи каверов на песни Pink Floyd «Another Brick in the Wall» и «Another Brick in the Wall pt.2» (последняя выпущена синглом) для саундтрека к фильму «Факультет». Кроме Лэйна в группу вошли гитарист Том Морелло из Rage Against The Machine, ударник Стивен Перкинс из Jane's и басист Мартин ЛеНобль из Porno for Pyros.

Параллельно с выходом бокс-сета «Music Bank», представляющего все творчество Alice In Chains, появился сэмплер «Nothing Safe: Best of the Box» с новым синглом «Get Born Again». В 2000 году вышел первый официальный концертный альбом группы под названием «Live».

Также в 1999 году выходит сольный альбом Криса Корнелла «Euphoria Morning», записанный с поддержкой Аллена Йоханнеса и Наташи Шнайдер из Eleven и посвященный утонувшему в 1997 году другу Джеффу Бакли. В 2001 году Крис получил приглашение стать вокалистом Audioslave — хард-роковой супергруппы, состоящей из участников Rage Against The Machine, от которых ушел вокалист. Группа записала три альбома, дважды номинировалась на «Грэмми» и распалась в начале 2007 года по причине дележа денег. В 2007 году Корнелл записал заглавную песню для бондианы «Казино Рояль» и выпустил второй (отстойный) сольный альбом «Carry On».

А лидер Melvins Осборн вошел в новую супергруппу Майка Паттона из Faith No More под названием Fantomas. С басистом Тревором Данном из другой группы Паттона Mr. Bungle и ударником Лэйвом Ломбардо из Slayer и Grip Inc. группа записала 4 безумных металлических альбома.

В 2000 году вышел сборник песен The U-Men «Solid Action», содержащий материал из их EP и единственного альбома.

В 2001 году непонятно для кого вышла компиляция раритетов Skin Yard «Start at the Top»; Стоун Госсард, несмотря на существование Pearl Jam и Brad, выпустил сольный альбом «Bayleaf»; а Тэд Дойл сформировал новую группу — Hog Molly, которая записала лишь один альбом «Kung Fu Cocktail Grip».

В этом же году Майк Инез и Шон Кинни из Alice In Chains и экс-гитарист сиэтлской группы Queensrÿche Крис ДеГармо записали «Microfish EP» в рамках проекта Spys4Darwin. А 20 апреля 2002 года был найден труп, который после вскрытия оказался скончавшимся от передозировки героина 5 апреля — ровно через 8 лет после смерти Кобейна — Лэйном Стэйли. Гитарист Alice In Chains Джерри Кэнтрелл посятил свой второй альбом «Degradation Trip», вышедший в июне, смерти экс-коллеги. Помогали записывать альбом друзья из группы Оззи Осборна Трухильо и Бордин.

В начале 2000-х Рон Рудзитис и еще два участника Room Nine начали играть под названием Down With People.

В 2002 году Крист Новоселич, Курт Кирквуд (Meat Puppets) и Брэд Гаф из (ударник Sublime и Long Beach Dub Allstars) создали проект «Eyes Adrift» и записали одноименный альбом. В 2003 году Кирквуд и Гаф покинули Eyes Adrift, чтобы сформировать Volcano, а Новоселич продолжил политическую карьеру, но в 2006 году вошел в состав возрожденной панк-группы из Сан-Диего Flipper, которая готовится записать новый альбом.

Марк Ланеган участвовал в записи еще второго альбома Queens Of The Stone Age, группы бывшего концертного гитариста Screaming Trees Джоша Хомма, но во время записи «Songs For The Deaf» 2002 года стал полноценным участником коллектива, как и снова ставший ударником Дэйв Грол, покинувший Queens Of The Stone Age после концертного тура. Ланеган также покинул группу, но исправно приходил спеть одну-две песни на следующие альбомы. Песня «No One Knows» была номинирована на «Грэмми» в 2003 году как «Лучшее хард-рок исполнение», но проиграла Foo Fighters.

В 2003 году Майк Инез заменил в Black Label Society Роберта Трухильо, ушедшего в Metallica.

Часто сотрудничавшие между собой Марк Ланеган и Грег Дулли из Aphgan Whigs в 2003 году создали проект The Gutter Twins, выпустивший в 2008 году альбом «Saturnalia» и EP с каверами.

Грол, не до конца отностальгировавший по временам, когда он был ударником, отстучал одноименный альбом Killing Joke 2003 года, а затем при поддержке Кима Тэйла записал в 2004 году тру-металлический альбом-проект «Probot», где сочиненные им песни пели вокалисты Sepultura, Motorhead, Venom, King Diamond и прочих «классических» метал-команд.

В 2004 году композиции Alice In Chains и Soundgarden (а также L7 и Stone Temple Pilots) входят в саундтрек к игре Grand Theft Auto: San Andreas, где звучат на радиостанции альтернативного рока RadioX.

Оставшиеся участники Alice In Chains настолько прониклись трибьют-концертами, на которых их песни пели Мэйнард Джеймс Кинан (Tool), Вес Скэнтлин (Puddle Of Mudd), Фил Ансельмо (Pantera и Down), что с помощью нового вокалиста Вильяма ДюВалля из Comes With The Fall (Атланта) откатали в 2005 году тур и, по слухам, могут записать новый альбом.

С 2005 года выходят альбомы и EP коллаборации Марка Ланегана и экс-виолончелистки Belle&Sebastian Изобель Кэмпбелл.

В 2005 году вышел документальный фильм об Эндрю Вуде «Malfunkshun: The Andrew Wood Story», а в 2006 году Кевин Вуд и Реган Хагар засели в студии с целью записать новый альбом Malfunkshun на неизвестные стихи Эндрю. Вокалистом будет Шон Смит, одногруппник Хагара по Satchel и Brad.

В 2007 году Эдди Веддер записал первый сольный альбом - саундтрек к фильму «Into the Wild», а Стоун Госсард объявил о возможном воссоединении Green River в 2008 в честь 20-летия лейбла Sub Pop.
Цэтлікі: ,
 
 
Настрой: contentcontent
 
 
 
kaifolomkimi_rrr on 16 кастрычніка 2007 13:50 (UTC)
Спасибо. В избранное.
ex_shrek3722 on 16 кастрычніка 2007 13:58 (UTC)
хорошая статья, браво!
russick2007 on 22 кастрычніка 2007 10:20 (UTC)
Свежее интервью Макса Кавалеры http://www.legitimist.net/forum/showthread.php?t=536
deutsch_nepaldeutch_nepal on 03 студзеня 2008 19:31 (UTC)
А мнения, появляющиеся в статье - твои собственные? Или чье-то авторитетное мнение?
suxxjajco on 04 студзеня 2008 06:52 (UTC)
Мои, конечно. Что-то не так?
deutsch_nepaldeutch_nepal on 04 студзеня 2008 14:20 (UTC)
Нет, у каждого есть право на свое мнение, но ты реально слушал, например, альбом Гато Негро 7 Year Bitch и он тебе не понравился или там дико котируешь Pearl Jam?
По моему мнению, большая часть групп причисляется к гранжу чисто географически (Soundgarden, Stone Temple Pilots, даже Alice in Chains). Green River и Dinosaur Jr. и Tad и Mudhoney - это охуенный гранж,я считаю. Кобейн Эдди Ведера сам ненавидел и называл "примазавшимся". А дружил он с группами "старой волны" и женскими панк-группами. Например, когда в Аргентине на стадионе 7 Year Bitch, игравших на разогреве, освистали, требуя хедлайнеров - Нирвану, он не стал играть вообще.
Крис Корнелл писал хорошую музыку, но при чем здесь гранж? И вот этот третий альбом Mudhoney, который ты хвалишь - он действительно круче, чем Superfuzz Bigmuff (я не издеваюсь, я его не слышала)? Короче, иногда твое мнение пугающе совпадает с мнением автора одной уважаемой книжки про Сиэтл. Но может, мне только кажется.
suxxjajco on 04 студзеня 2008 15:01 (UTC)
Очень приятно за мысли по существу. Попробую ответить по порядку.

Большинство материала я слышал и имею. Было бы странно, если бы я решил писать статью о практически неслышанном стиле. Вот, например, подумываю накропать статью об олд-скульной готике, но у меня ужасные пробелы - я не знаком с творчеством, например, Alien Sex Fiend. Естественно, что больше всего я слушал топ-коллективы. Прослушал все альбомы Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam, Alice In Chains, Green River, Mother Love Bone; практически все альбомы Mudhoney и Screaming Trees. Но я не считаю, что необходимо прослушать абсолютно все творчество коллективов: так, например, Melvins с 1999 года ничего примечательного не выпустили, и слушать это не хочется.

7 Year Bitch я слушал несколько лет назад, название альбома и песни не были подписаны, а поэтому не могу сказать, какой это был релиз. Мне не понравилось :)

Котирую я, к слову, Alice In Chains.

У Mudhoney лучшими считаются два альбома, второй и третий. Но третий - самый продаваемый, поэтому единственно лучшим решил назвать именно его.

Теперь о самом стиле. В небольшом вступлении я написал, что не все группы из Сиэтла являются гранжем, т.е. географический признак не основной. Тем не менее, гранж прежде всего - это сиэтлская (и окрестностей) сцена того времени и определенные люди. Я специально сделал акцент на перечисления групп, откуда приходили и куда уходили музыканты, чтобы показать атмосферу небольшого города, где все варятся в одном котле. Происходил определенный обмен опытом, и в итоге группы в середине 80-х были очень похожи друг на друга (хотя бы послушать Deep Six). Тогда и появился стиль. Это позже некоторые стали успешнее и прописались на мейджорах, обзавелись продюсерами и изменили звук каждый в свою сторону. Кого-то понесло в метал, кого-то в панк, кого-то в хард-рок. Терри Дэйт и Стив Альбини не могут спродюсировать один и тот же саунд, верно? Поэтому главные гранж-ребята, основоположники стиля - те, которые старше: Pearl Jam, Soundgarden, Mudhoney.

А Nirvana всегда стояла особняком. Кобейн больше тусовался с Melvins, чем с остальными чуваками из Сиэтла, он был младше и слушал в принципе другую музыку (из сиэтл-гранжа ему нравились лишь Mudhoney). Он хотел играть что-то грязное и шумное, больше тяготеющее к панку, но получилось так, что попал в гранж-волну, а потом еще и стал ее символом.

Я слышал, что Курт называл Pearl Jam "cock rock", а вот о "примазавшемся" не слышал. Наверное, он его так назвал, потому что Веддер не из Сиэтла.

Старался быть объективным :) Книги не читал (вернее читал в глубоком детстве "Жизнь и смерть Курта Кобейна").
deutsch_nepaldeutch_nepal on 04 студзеня 2008 21:16 (UTC)
Ну, ясно, мы просто считаем гранжем разные вещи. Ты анализируешь локальную сцену и культурный феномен.А мне больше по душе оценивать группы по саунду (критерии которого очевидно доступны только мне) и по punk attitude.То есть, Sugar Baby Doll - это гранж, Green River - это гранж, Babes in Toyland - еще какой гранж, L7 - очень даже гранж а позже кроссовер. А Pearl Jam - вообще не гранж, а альтернативное нытье.

Ну это как есть сцена клуба Там-Там, или сцена клуба ВМЦ, или клуба Полигон, но Химера, Югендщтиль, Пауки не играют в стиле клуба Там-Там. Или как в Петербурге одно время за гранж пытались отвечать Military Jane, Sunny Child, Джан Ку, но то, что принадлежность эта была в основном клановой, стало ясно очень скоро.
suxxjajco on 08 студзеня 2008 07:22 (UTC)
Когда-то спросил у товарища, что он считает 100%ным чистым гранжем. "Alice Mudgarden", ответил он. "А я Temple Of The Dog", сказал я. Позже я задал этот же вопрос еще одному другу и получил в ответ "No Code" Pearl Jam. Т.е. гранж - это не грязь и punk attitude (оставим его панку), а уныние и депрессняк. В какой-то момент в звуке стиля произошло разделение условно на "хард-рок-гранж" и "панк-гранж". Но так как изначально гранж вдохновлялся именно хард-рок музыкой, а не панком, то "хард-рок-гранж" более "чистый", чем "панк-гранж". Даже по всяким наградам-церемониям наглядно видно, что Pearl Jam, Soundgarden и Alice In Chains всегда фигурировали в категориях "хард-рок" или "хэви-метал", а Nirvana - в категории "альтернатива". Вообще же я считаю, что Nirvana - самый нетипичный гранж-саунд.

А Pearl Jam, кстати, были единственной сиэтлской гранж-группой, имеющей четкую социальную позицию. Все эти отказы от выпуска синглов, пределы цен на билеты на концерты, Tibetian Freedom Concerts и т.д. При всем уважении к фигуре Кобейна, тут Веддер его переигрывает.
deutsch_nepaldeutch_nepal on 04 студзеня 2008 21:25 (UTC)
Ну имелась в виду книга "Нирвана и саунд Сиэтла". У меня еще есть "Nirvana: The stories behind the songs" тоже с обширными лирическими отступлениями про Сиэтл, и репринты записных книжек Кобейна - огромный том - очень познавательно.
suxxjajco on 04 студзеня 2008 15:04 (UTC)
Корнелл очень даже гранж в составе Soundgarden и на первом альбоме. Потом он перестал им быть.

Есть такая фраза: "Когда умер Кобейн, газеты писали "конец Nirvana". Когда распались Soundgarden", газеты написали "конец гранжа".
ganicbunnybro on 18 сакавіка 2008 15:55 (UTC)
по поводу сольника эдди веддера
слу, подскажи, плз, как называется сольный альбом эдди? и ещё - может, знаешь где его \\альбом\ сольный скачать можно?
suxxjajco on 19 сакавіка 2008 07:22 (UTC)
Re: по поводу сольника эдди веддера
А википедия зачем существует? :)

Он так и называется "Into The Wild OST", скачать можно здесь:

http://rapidshare.com/files/67603541/DL_EVITS.rar